Дэн Нгуен

О фотографии по-простому

Руководство для начинающих фотографов

Выбираем режим съемки

Приготовьтесь думать обо всем сразу и выбирать подходящий режим съемки

Глава добавлена на скорую руку, в идеале здесь должно быть больше графиков и схем. Дэн

Я надеюсь, к этому моменту вы вволю поснимали в программном режиме, поупражнялись с компенсацией экспозиции и сделали достаточно недодержанных и передержанных фотографий. Не случайно, а специально — для получения всяких эффектов.

Также я надеюсь, что вы наловчились делать это на автомате, потому что дальше задача усложняется: мы будем учиться контролировать и экспозицию, и как минимум еще один параметр съемки. И это вдобавок к поиску интересных кадров.

Можно положиться на мышечную память, но до известной степени. Удобное (или не очень) расположение кнопок на корпусе фотоаппарата тоже сыграет свою роль.

К счастью, навык управления настройками на ходу больше зависит от знаний и умения быстро решать задачи, а не от того, что запомнили руки.

Что происходит с количеством света, когда я передерживаю или недодерживаю кадр?

Снимая в программном режиме, вы контролируете количество света, необходимое для снимка. Но фотоаппарат хочет сохранить детали, поэтому пытается найти некое оптимальное соотношение между значениями выдержки, диафрагмы и ISO, чтобы получить подходящую экспозицию.

Значение экспозиции выделено зеленым цветом. Оно меняется от нуля до единицы. Обратите внимание, что значение выдержки, выделенное красным, изменилось в два раза, а диафрагма и ISO остались прежними.

Откуда фотоаппарат знает, какой из этих параметров можно менять, а какой — нельзя?

Хороший вопрос. Он не знает.

Он, скажем так, строит довольно правдоподобные предположения, точно так же, как в случае с автоматическим замером экспозиции.

Но он, конечно, не знает наверняка, что важнее для снимка: выдержка, диафрагма или ISO. И если переборщить с чем-то одним, можно получить неожиданный и ненужный вам эффект.

Что произойдет в худшем случае?

Самое неприятное и непоправимое — это смазанное изображение. Такое случается, когда вы снимаете с медленной выдержкой, руки дрожат, либо объект съемки двигается.

Компенсация экспозиции:
-2/3
Выдержка:
0.3
Диафрагма:
2.0
ISO:
80
Фокусное расстояние:
6.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon PowerShot S90 / 6.0-22.5 mm
Посмотреть на Фликре

Очень сложно снять резкий кадр в темное время суток и практически невозможно, если вы при этом бежите, а фотоаппарат ходит ходуном

Какие негативные последствия у экспериментов с диафрагмой и ISO?

Если значение ISO слишком высокое, фотография может получиться «шумной». Это серьезная проблема для тех, кто планирует печать снимки в большом размере.

Фотографии, сделанные с широко открытой диафрагмой, обладают малой глубиной резкости, поэтому кое-какие детали кадра оказываются не в фокусе. Например, фотоаппарат может сфокусироваться только на одной части лица объекта съемки. Его нос получится четким, а вот глаза — уже нет.

Значит, мне нужно следить за экспозицией и этими тремя параметрами?

Не совсем. Если вы перейдете в ручной режим съемки, то придется настраивать все три параметра, но я сам делаю так очень редко — слишком много всего приходится контролировать. Это вариант подходит для съемки в студии.

Во всех остальных случаях советую снимать либо с приоритетом выдержки, либо с приоритетом диафрагмы. Приоритета ISO не существует, но можно сделать так, чтобы светочувствительность устанавливалась автоматически, или выставить определенное значение.

Насколько трудно контролировать экспозицию и другие параметры?

Без практики не обойтись. Даже если вы научились справляться с настройками, выбирая подходящий кадр, приготовьтесь к тому, что напортачите, и не раз.

Но рано или поздно вы обязательно поймете, как это работает. Прежде чем пойти на съемку, вы прикинете, какой будет свет, подумаете, что хотите снять, и только потом выставите настройки.

Когда я собираюсь побродить по улицам с фотоаппаратом поздно вечером, то делаю вот что:

Я сразу решаю, что не буду пользоваться вспышкой. Значит, мне нужно искать освещенные или хотя бы слегка подсвеченные объекты.

  1. Я понижаю значение экспозиции до -1. В главе про недодержку я объяснил, что мне нравится акцентировать внимание на источнике света и оставлять большую часть кадра в полумраке.
  2. Включаю режим приоритета выдержки.
  3. Ставлю выдержку 1/40. Это медленно, но я умею держать фотоаппарат так, чтобы он не дрожал.
  4. Поднимаю ISO до 1600 — с такой светочувствительностью мой фотоаппарат «видит» в темноте и выдает вполне качественную картинку, пригодную для печати.

А вот с диафрагмой он разбирается уже самостоятельно, что меня полностью устраивает. Мне вообще не особо нравится съемка с приоритетом диафрагмы: свободы маловато, а результат сильно зависит от того, сколько тысяч долларов вы потратили на объектив.

И даже если фотоаппарат выставит максимальное значение диафрагмы, негативные последствия будут не такими плачевными. А раз так, то эту задачу я смело поручаю технике.

Компенсация экспозиции:
0
Выдержка:
1/60
Диафрагма:
2.8
ISO:
1600
Фокусное расстояние:
24.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF24-70mm f/2.8L USM
Посмотреть на Фликре

В одну из зим были такие снегопады, что снег лежал везде, даже в метро. Учитывая скорость, с которой поезда вылетают из туннеля, важно не забывать корректировать выдержку, если хочется получить резкое изображение. Можно довериться фотоаппарату, но он подстроится под темноту станции и выберет неподходящее значение

Вот поэтому я предпочитаю режим приоритета выдержки. Если света будет много, фотоаппарат прикроет диафрагму. А если что, я уменьшу выдержку с 1/40 до 1/100, потому что меня волнует прежде всего четкая картинка. Ну а диафрагма в этом случае откроется пошире.

При условии хорошего освещении я понижу значение ISO до 800, и картинка в итоге будет не слишком «шумная».

Пока я все это обдумываю, значение экспозиции все еще -1. Мне этого достаточно, если только я не захочу сделать передержанный снимок. Что касается диафрагмы, то ее значение в большинстве случаев близко к максимуму.

Все так сложно!

В примере выше я сократил количество волнующих меня настроек до двух: выдержка и значение ISO. На самом деле об ISO тоже можно было не беспокоиться.

Но да, это совсем не похоже на автоматический режим, где фотоаппарат подбирает все настройки. Зато здесь я сам контролирую ситуацию, и у меня больше шансов получить хороший, четкий снимок.

В следующей части книги мы разберемся с выдержкой, ISO и диафрагмой именно в такой последовательности.

Я выбрал ее, исходя из важности каждого параметра и того, насколько вы можете его контролировать. Предлагаю перечитать главу про экспозицию или быстренько пробежаться по ее сокращенной версии.

Что будет, если слишком увлечься? Как я могу повлиять на этот параметр?
Выдержка Объекты съемки получатся смазанными, потому что когда затвор долго открыт, двигаются либо они, либо ваши руки На большинстве фотоаппаратов можно задать выдержку длиной целых 30 секунд. На некоторых затвор может оставаться открытым на любой период
ISO На снимках появится визуальный «шум» — россыпь цветных пикселей Не очень сильно. На некоторых моделях можно обнаружить до смешного высокие значения ISO типа 25 600. Но даже если фотоаппарат крутой и недешевый, съемка с ISO 1600 или 3200 чревата сильными «шумами». А если техника у вас обычная, то ISO 800 — уже перебор
Диафрагма С диафрагмой сложно переборщить. Самое страшное, что может случиться — фотография, где в фокус попали не все объекты Минимально. Причина — законы физики. Объективы с исключительно широкой диафрагмой стоят кучу денег, но даже если они у вас есть, свободы все равно меньше, чем при съемке с приоритетом выдержки

Стоит ли контролировать настройки из эстетических соображений?

Да, это работает точно так же, как повышение или понижение экспозиции. Вы можете осознанно замедлить выдержку, потому что хотите сфотографировать световые следы. А еще потому, что у вас есть штатив. Если света много, можете открыть диафрагму пошире и сделать снимок с малой глубиной резкости, чтобы в фокус попало только несколько объектов. Что касается ISO, то я бы не рекомендовал выставлять слишком высокое значение — это не приведет ни к чему хорошему.

Компенсация экспозиции:
-2/3
Выдержка:
1/3200
Диафрагма:
2.2
ISO:
160
Фокусное расстояние:
35.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF35mm f/2
Посмотреть на Фликре

Я сделал эту фотографию, когда заходил утром за кофе. Света было много, поэтому снимал с приоритетом диафрагмы, чтобы получить малую глубину резкости. В фокусе только одна собака, но фон размытый, поэтому выделяются обе