Выдержка. Проливаем свет
Как долго свет должен падать на матрицу фотоаппарата
Мы выяснили, как контролировать общую экспозицию кадра. Теперь давайте разберемся с выдержкой — одним из тех факторов, которые отвечают за количество света на фотографии.
Что такое выдержка?
Если по-простому, то это скорость, с которой срабатывает затвор фотоаппарата. Когда затвор открывается, свет начинает падать на матрицу, а когда закрывается — прекращает. Срабатывание затвора означает, что фотография снята.
Чем быстрее затвор срабатывает, тем меньше у света шансов попасть на сенсор и стать частью снимка.
В чем измеряется выдержка?
В секундах, хотя на практике — в долях секунды. Значение выдержки 1/200 означает, что затвор фотоаппарата будет открыт одну двухсотую секунды. Более медленная выдержка — это 1/10, или одна десятая секунды. Если выдержка обозначена целым числом, например, 3 секунды, значит, затвор остается открытым очень долго.
Как выдержка влияет на экспозицию?
Давайте повторим упражнение из главы про экспозицию:
- Наведитесь на что-нибудь темное.
- Резко перефокусируйтесь на любой светлый объект.
- Постарайтесь нажать на спусковую кнопку до того, как экспозиция поменяется.
У меня получилось вот что:
Почему картинка смазанная?
Фотоаппарат замерил экспозицию для темного кадра и выбрал медленную выдержку, чтобы света было побольше. Когда вы резко перевели объектив на светлое пятно, ему не хватило времени, чтобы перенастроить выдержку, поэтому снимок получился смазанным.
Почему съемка с длинной выдержкой приводит к такому эффекту?
Подумайте о том, как вообще получается фотография. Свет отражается от объектов и попадает на сенсор фотоаппарата, который записывает этот свет в соответствующий файл.
Когда свет падает долго, количество отражений увеличивается, а если объект съемки при этом двигается, то вы получаете снимок этого самого движения.
Извините, я больше не буду изображать энциклопедию.
Какой должна быть выдержка, чтобы изображение получилось резким?
Все зависит от ситуации. Если фотоаппарат и объект съемки не двигаются, то выдержка может быть настолько длинной, насколько вам хочется.
Но если объект двигается, то это проблема. Давайте представим, что вы пытаетесь снять что угодно, движущееся со скоростью один метр в секунду. При условии, что фотоаппарат не дрожит, а выдержка равна одной секунде, сенсор запишет полоску света, отражающегося от объекта, пока тот двигается. Длина полоски составит один метр.
И если затвор не нарушает законов физики и не срабатывает молниеносно, то объект съемки всегда получается немного размытым.
Умничаю в последний раз, честное слово.
Исключение возможно, если фотоаппарат двигается со скоростью один метр в секунду в том же направлении, что и объект съемки. В этом случае последний получится резким, а вся остальная сцена выйдет смазанной. Но это только при условии, что у вас не дрожат руки.
В общем, универсального значения выдержки не существует. Вам придется подбирать его самостоятельно, исходя из условий съемки и сделав некоторое количество размытых картинок.
Самый важный вывод: если не хотите испортить кадр, снимайте на максимально короткой выдержке.
Да ладно, должен же быть какой-нибудь универсальный совет!
Так и быть, есть одно правило: максимальное значение выдержки ограничено фокусным расстоянием объектива.
Это означает, что если вы снимаете на объектив с расстоянием 35 мм, не ставьте выдержку больше, чем 1/35. А если фокусное расстояние 200 мм, то не снимайте с выдержкой больше, чем 1/200 (вот поэтому многие телевики укомплектованы встроенным стабилизатором).
Почему это так? Все дело в ракурсе. Представьте спину игрока, который несется по полю, чтобы сделать тачдаун, а вы смотрите на него с верхних мест стадиона. А теперь представьте, как это выглядит, если вы находитесь внизу, примерно в полутора метрах от него.
В программном режиме фотоаппарат выбирает слишком медленную выдержку, мне трудно держать его ровно.
Вот именно поэтому мы и осваиваем съемку с приоритетом выдержки.