Дэн Нгуен

О фотографии по-простому

Руководство для начинающих фотографов

Передержка

Сделайте поярче

Скажу сразу, что я не из тех, кто увлекается передержкой, поэтому у меня не так много подходящих примеров. Но иногда бывают ситуации, когда нужно больше света по сравнению с тем, что определил фотоаппарат.

Почему вы не любите передержку?

Дело не только в моих личных предпочтениях. Недодержка, если помните, обусловлена нехваткой света. А в передержке темных кадров особого смысла нет, разве что вам хочется добиться определенного ощущения.

Например, с помощью передержки можно создать эффект слепящего света, который бывает, если смотреть прямо на солнце или переживать клиническую смерть, просто для моих повседневных фотографий это не подходит.

Компенсация экспозиции:
1.7
Выдержка:
1.3
Диафрагма:
4.0
ISO:
1000
Фокусное расстояние:
16.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
NEX-7 / E 16mm F2.8
Посмотреть на Фликре

Парк Хай-Лайн вечером. Посмотрите на недодержанный вариант снимка

Что я теряю и что приобретаю при передержке?

Все, что было хорошо освещено, получается белым. Полутона становятся светлыми, а тени — гораздо менее насыщенными.

Что будет, если переэкспонировать темный кадр?

Вы в некотором смысле сможете видеть в темноте. Не забывайте только, что иногда это невозможно по техническим причинам, как мы выяснили в предыдущей главе. Если у вас нет штатива или другого способа зафиксировать фотоаппарат, то вам, наверное, не стоит экспериментировать с передержкой, потому что руки могут дрожать, и фотография получится смазанной.

Но давайте предположим, что штатив у вас есть, а объект съемки не двигается. Допустим, кадр не слишком темный, но сам объект съемки темнее, чем все остальное. Если вы хотите получить четкое изображение с максимумом деталей, то в этом случае экспозицию можно увеличивать.

Передержка в темное время суток практически всегда означает съемку на длинной выдержке. Когда рассеянный свет падает на сенсор фотоаппарата, получаются интересные фотографии.

Компенсация экспозиции:
1.3
Выдержка:
4
Диафрагма:
7.1
ISO:
100
Фокусное расстояние:
24.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
NEX-7 / E 24mm F1.8 ZA
Посмотреть на Фликре

Флоренция после захода солнца. Фотоаппарат стоит на бордюре

Что будет, если передержать хорошо освещенную сцену?

Возможно, это покажется странным, но эффект в данном случае будет таким же, как при недодержке, только на этот раз исчезнут детали в светлых областях. Другими словами, они получатся выбитыми.

Вы можете повысить экспозицию, если хотите отвлечь внимание от заурядного фона и подчеркнуть детали в сравнительно темных областях.

Компенсация экспозиции:
+1
Выдержка:
1/200
Диафрагма:
3.5
ISO:
1000
Фокусное расстояние:
16.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF16-35mm f/2.8L II USM
Посмотреть на Фликре

Фотография сделана на кастинге во время Недели моды в Нью-Йорке. День только начался, комната залита светом. Я передержал снимок, чтобы сделать акцент на модели, а не на фоне. Ее фигура, конечно, светлая, но по сравнению с солнечным светом и фоном — довольно темная

При съемке смуглого или одетого в темное человека против источника света вам тоже придется увеличить экспозицию (или даже использовать встроенную вспышку), чтобы детали было хорошо видно.

Я передержал кадр, и детали исчезли. Что делать?

Делайте то же самое, что делали бы с недодержанной фотографией. Программы вроде «Фотошопа» помогут восстановить кое-какие детали, особенно если вы снимали в RAW. Но если фотоаппарат записал белые пиксели, то ничего не получится.

Компенсация экспозиции:
0
Выдержка:
1/125
Диафрагма:
6.3
ISO:
1600
Фокусное расстояние:
16.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
NEX-7 / E 16mm F2.8
Посмотреть на Фликре

Фотография сделана на Уолл-стрит возле Нью-Йоркской фондовой биржи. Композиция не очень удачная: я хотел обратить внимание на темные костюмы посреди солнечной улицы, но это сложно, когда снимаешь на широкоугольник