Дэн Нгуен

О фотографии по-простому

Руководство для начинающих фотографов

Недодержка

Приглушите свет

Должен признаться: я люблю недодержанные кадры. Мне нравится, как тени придают им фактуру и дополнительный смысл. Более того: если света не хватает, недодержка — зачастую единственный способ получить четкое, качественное изображение.

В главе про экспозицию мы выяснили, что недодержка происходит тогда, когда вы «говорите» фотоаппарату, что вам нужно меньше света. В результате фотография получается более темной.

Почему вы думаете, что фотоаппарат надо контролировать?

Потому что иногда вы решаете определенные художественные задачи, а иногда просто нет выбора. Если света мало, у вас не получится сделать нормально экспонированный снимок. Такое бывает, например, при съемке звезд.

Если довериться фотоаппарату, итоговый результат вам не понравится. Представьте, что вы снимаете звездное небо. Темной ночью света недостаточно, поэтому выдержка будет очень длинной, а снимок получится вот таким (я нашел его в «Википедии», потому что живу в Нью-Йорке и вообще не вижу звезд, не говоря уже о том, чтобы их фотографировать):

Снято с крыши Паранальской обсерватории на высоте 2600 метров. Здесь находится VLT, или Очень большой телескоп. Выдержка — целых 45 минут, поэтому мы видим эффект движения звезд. Фотограф: Джанлука Ломбарди, Европейская южная обсерватория

Что произошло? Затвор фотоаппарата был открыт (подробнее об этом я расскажу в главе про выдержку) очень долго. Настолько долго, что объект съемки — звезды (хотя на самом деле Земля) — успел переместиться, поэтому изображение получилось размытым.

Если это не то, чего вы хотели, скажите фотоаппарату следующее: «Эй, мне нужны светящиеся точки, ведь звездное небо выглядит именно так!»

«Сказать» в нашем случае означает «уменьшить экспозицию». Тогда получится вот что:

Созвездие Орион над штатом Юта. Фотограф: Дэниел Швен

Что я теряю при недодержке?

Общий уровень освещенности кадра понижается. Детали, находящиеся в тени, становятся черными. Полутона превращаются в тени. И лишь некоторые хорошо освещенные детали остаются видимыми.

Что будет, если недодержать кадр при съемке в темноте?

Все и так темное, а получится еще темнее. Заметными будут только источники света. На небе это звезды, а на земле — уличные фонари и неоновые вывески.

Если кадр недодержан, но в меру, то объекты, расположенные рядом с источниками света, выглядят неожиданно эффектно.

Компенсация экспозиции:
0
Выдержка:
1.3
Диафрагма:
4.0
ISO:
160
Фокусное расстояние:
16.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
NEX-7 / E 16mm F2.8
Посмотреть на Фликре

Парк Хай-Лайн вечером. А вот передержанный вариант

Что будет, если недодержать хорошо освещенный кадр?

Обычно такое случается, когда фон чересчур яркий, например, в погожий полдень. Все, на что не падает свет, получается темным, и иногда такие темные объекты смещают акценты не в ту сторону. Если вы уменьшите экспозицию, они станут черными и превратятся в силуэты:

В каких случаях экспозицию лучше не уменьшать?

Это решаете вы сами, исходя из задач. Не нужно понижать экспозицию, если вы хотите снять четкую, хорошо освещенную фотографию. Например, недодержанный снимок с загадочными тенями не годится для корпоративного портрета.

Я недодержал там, где не надо было. Что мне теперь делать?

От любого нежелательного эффекта можно избавиться с помощью специальной программы вроде «Фотошопа».

Компенсация экспозиции:
-4/3
Выдержка:
1/400
Диафрагма:
8.0
ISO:
80
Фокусное расстояние:
5.2 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon PowerShot S100 / 5.2-26.0 mm
Посмотреть на Фликре

Значение экспозиции -4/3, снимаю против солнца. Объект съемки выглядит как темное пятно на фоне такого же темного пятна (особенно ноги). Некоторые детали получилось вытянуть в «Фотошопе», но в целом снимок испорчен

Только учтите, что далеко не каждую фотографию можно спасти. Если фотоаппарат снял черное пятно, не факт, что в нем прячутся какие-то детали и ждут, когда их обнаружит отважный криминалист или эксперт по «Фотошопу».

Может, не рисковать и не понижать экспозицию?

И опять-таки все зависит от ситуации. Да, программа может не справиться, и некоторые детали потеряются. Но поверьте, гораздо хуже снимать с очень медленной выдержкой и обнаружить в итоге, что все фотографии получились смазанными.

Как вариант, можно снимать в RAW (опция, доступная на фотоаппаратах подороже), это дает определенную свободу действий. При съемке в RAW сохраняется больше информации о каждом пикселе, и потом, во время обработки, вы можете увеличить экспозицию на одну или даже несколько ступеней. Минус в том, что RAW-файлы большие и занимают много места.

Компенсация экспозиции:
-2/3
Выдержка:
1/15
Диафрагма:
2.0
ISO:
1000
Фокусное расстояние:
5.2 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon PowerShot S100 / 5.2-26.0 mm
Посмотреть на Фликре

Зима, дождь, 10 вечера. У меня не было особого выбора, пришлось снимать с недодержкой. Я мог удлинить выдержку, но тогда снимок получился бы смазанным. Можно было поднять ISO, но я боялся, что картинка выйдет слишком «шумной». К счастью, свет фар подъехавшего такси помог мне сфотографировать собак

Компенсация экспозиции:
-2/3
Выдержка:
1/200
Диафрагма:
4.9
ISO:
200
Фокусное расстояние:
22.5 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon PowerShot S90 / 6.0-22.5 mm
Посмотреть на Фликре

Эта девушка раздавала флаеры в Сохо. Полдень, деревья заслоняют солнце, но оно пробивается сквозь листву и бросает на землю световые пятна

Компенсация экспозиции:
-4/3
Выдержка:
1/200
Диафрагма:
13.0
ISO:
160
Фокусное расстояние:
27.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF16-35mm f/2.8L II USM
Посмотреть на Фликре

В тот вечер было достаточно света, чтобы сделать хорошо экспонированную фотографию. Объект съемки стоит на залитом солнцем пятачке, а остальные детали не так важны

Компенсация экспозиции:
0
Выдержка:
1/30
Диафрагма:
2.8
ISO:
1250
Фокусное расстояние:
35.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF16-35mm f/2.8L II USM
Посмотреть на Фликре

Ночь, лайнер плывет по морю где-то возле Аляски