Общее представление об экспозиции
Краткий обзор основных понятий. Осторожно, не запутайтесь в цифрах
Следующие несколько глав могут показаться слишком насыщенными разными техническими подробностями и цифрами, которые нужно запомнить. Скажу честно: вам придется жонглировать в уме всеми этими данными даже в те моменты, когда вы ищете хороший кадр.
В фотографии есть важные понятия, но есть много второстепенного. В этой главе я хочу сосредоточиться на главном и кратко перечислить все, в чем вам предстоит разобраться. Перечитывайте ее всякий раз, когда почувствуете, что не все понимаете.
От чего зависит экспозиция?
Как выяснилось, иногда мы сами хотим контролировать количество света в кадре, потому что бывают ситуации, когда вы лучше знаете, какой должна быть экспозиция.
Для того, чтобы получить желаемую экспозицию, нужно отрегулировать три параметра:
- Выдержку. Она влияет на то, как долго свет будет падать на сенсор.
- Число ISO. От него зависит светочувствительность сенсора.
- Диафрагму. Ее значение означает величину отверстия, через которое свет попадает на сенсор.
Я специально расположил настройки в таком порядке. Мне кажется, вам будет удобно регулировать их именно в этой последовательности: выдержка — ISO — диафрагма.
И где же цифры? Что скажете про f-число?
Да, вы правы, без цифр нам не обойтись.
Пример: если вы уменьшаете выдержку в два раза, вы уменьшаете экспозицию ровно наполовину. Вдумайтесь: вы снижаете количество света, падающего на сенсор, в два раза.
Чтобы компенсировать потерю, вам надо удвоить значение ISO. Почему? Потому что, увеличивая чувствительность сенсора в два раза, вы в два раза повышаете уровень экспозиции.
Это такая игра в уменьшение или увеличение каждого параметра с целью добиться нужного уровня освещенности.
Но вообще, это не столько про расчеты, сколько про умение выбрать, какой параметр важнее для отдельно взятой фотографии, и подкрутить его, но аккуратно, без ненужных побочных эффектов.
Выходит, задачу фотографа можно сформулировать так: добиться нужного количества света, но не испортить снимок.
Но это не математическое уравнение, а вопрос вкуса.
Бывают разные ситуации. Бывают разные обстоятельства. Я, например, научился держать фотоаппарат так, что он почти не дрожит. Это значит, что теперь я могу снимать с медленной выдержкой, и результат будет лучше, чем когда я начинал фотографировать. Если вы покупаете новый дорогой фотоаппарат, то вам больше не придется страдать из-за маленького диапазона рабочих ISO.
Помните, что волшебной комбинации цифр не существует. Все зависит от опыта и вкуса. А чтобы вам было понятно что к чему, предлагаю табличку с параметрами экспозиции и объясняю, как они связаны друг с другом.
Выдержка | ISO | Диафрагма | |
---|---|---|---|
Определение | Отрезок времени, в течение которого затвор фотоаппарата остается открытым | Это значение показывает, насколько фотоаппарат чувствителен к свету | Размер отверстия, через которое проходит свет |
В чем измеряется | Секунды и доли секунд. Например, 1/200 секунды, 5 секунд и т.д. | Целые числа от 50 до 25,600 и выше | Десятичные числа, обычно от 2,8 до 22. Иногда их записывают так: f/16 |
Как влияет на экспозицию | Чем дольше открыт затвор, тем больше света попадает на сенсор | Чем чувствительнее сенсор, тем больше света можно выжать из имеющихся источников | Чем больше отверстие, тем больше света падает на сенсор |
Если нужно увеличить экспозицию, вы | Повышаете (т.е. замедляете) выдержку. Например, одна секунда медленнее, чем 1/100 секунды | Вы повышаете значение ISO. ISO 1600 в два раза чувствительнее, чем ISO 800 | Вы открываете диафрагму. Малые f-числа означают, что диафрагма открыта широко. Например, f/1,4 — это хорошо открытая диафрагма |
Если нужно уменьшить экспозицию, вы | Уменьшаете выдержку | Вы понижаете значение ISO | Вы закрываете диафрагму или, другими словами, увеличиваете f-число |
Что происходит, когда вы слишком увлекаетесь | Если снимать с очень медленной выдержкой, фотография получится смазанной | Высокие ISO приводят к появлению визуального «шума» — некрасивым цветным точкам | С открытой диафрагмой у вас получается малая глубина резкости — в фокус попадает меньше объектов |
Положительный побочный эффект | Иногда эффект смазанности нужен для того, чтобы показать движение (следы автомобильных фар) или чтобы размыть фон, когда вы снимаете движущийся объект | «Шумы» заметны при печати снимков, поэтому фотографы стараются делать так, чтобы их не было | Малая глубина резкости акцентирует те объекты, которые в фокусе |
Ограничения и рекомендации | У скорости срабатывания затвора есть пределы. Но зато вы можете сделать так, чтобы он оставался открытым столько, сколько потребуется | Сенсоры больших (т.е. дорогих) фотоаппаратов умеют снимать на высоких ISO практически без «шума» | Приготовьтесь потратить сотни и даже тысячи долларов на объективы с диафрагмой 2.8 и меньше. Сенсор обычного фотоаппарата не обладает достаточной светочувствительностью для создания малой глубины резкости |
Я не пытаюсь рассказывать просто о сложном. Да, некоторые вещи трудно понять и они заставляют сомневаться в своих способностях, но сомневаться стоит только из-за того, что действительно важно. Хорошая новость: технологии сейчас на таком уровне, что можно не гадать, что же получится после проявки, а посмотреть на фотографию сразу после того, как она сделана.
Вместо того, чтобы запоминать цифры, советую наблюдать за ситуацией и учиться мыслить логически. На понимание того, как это работает, уйдет какое-то время, зато не придется зубрить таблицу.