Учимся снимать с приоритетом выдержки
Узнав, что такое выдержка, попробуйте контролировать экспозицию с ее помощью
Выдержка — один из трех параметров экспозиции. На мой взгляд — самый важный, потому что если выбрать неправильное значение, снимок наверняка получится испорченным.
Надеюсь, вы освоили программный режим или как минимум научились корректировать экспозицию вручную. В этой главе мы поговорим про съемку в режиме приоритета выдержки. Поначалу будет непросто, но когда вы поймете, как это делается, вам вряд ли захочется возвращаться обратно.
Он обозначается буквами «Tv» или «S». Выбрав его с помощью диска режимов, вы сможете менять значение выдержки, а фотоаппарат будет подбирать два остальных параметра — диафрагму и ISO. Значение выдержки меняется точно так же, как коррекция экспозиции — при помощи кнопки или колесика. Если не разберетесь сами — почитайте инструкцию.
В каких случаях я должен выбирать этот режим?
В любых, когда вам нужно сделать резкий снимок движущегося объекта. Сюда же относится съемка неподвижных объектов, которые могут получиться смазанными из-за дрожания фотоаппарата.
Если вы хотите снять след движущегося объекта, выбирайте этот же режим — в нем у вас получится увеличить время, в течение которого затвор остается открытым.
Почему экспозиция не меняется, когда я меняю значение выдержки?
Если вы снимаете с хорошим светом и меняете выдержку с 1/30 до 1/60, то вы вряд ли заметите, что картинка стала светлее.
Не забывайте, что выдержка — это только одна составляющая экспозиции. Когда вы увеличиваете или уменьшаете ее, фотоаппарат следит за диафрагмой и светочувствительностью, чтобы сохранить нужный уровень освещенности.
Что нужно сделать, чтобы поменять экспозицию?
На профессиональных фотоаппаратах есть как минимум два диска. Один нужен для выбора режима съемки, второй — для коррекции экспозиции.
Попробуйте сделать следующее: вместо того, чтобы менять значение выдержки, подкорректируйте экспозицию. Вы увидите, что значение выдержки меняется, по мере того, как вы понижаете или повышаете уровень освещенности.
Я выставил очень короткую выдержку. Экспозиция изменилась, хотя EV по-прежнему равно 0. Почему это так?
Потому что экспозиция зависит от трех параметров. Когда вы резко повышаете значение одного, фотоаппарат не всегда может справиться с двумя остальными.
Как это устроено: на картинке мой Canon 5D Mk2 в режиме приоритета выдержки. Я понижаю ее значение с 1/30 до 1/4000. Обратите внимание на цифры внизу и на момент, когда картинка на дисплее становится темной.
Если анимация слишком быстрая, то вот вам фотографии дисплея. Выдержка обведена красным кружком, ISO — зеленым. Диафрагма не меняется, ее значение — 2,8.
На четвертом снимке хорошо видно, что картинка очень темная. Какая в этот момент выдержка? 1/1600. А какое значение ISO? 6400.
Теперь посмотрите на третий снимок, где уровень освещенности примерной такой же, как двух предыдущих картинках. Значение выдержки там 1/500, но ISO 6400 — такое же, как на четвертом фрагменте.
Можно сделать вывод, что 6400 — это предел светочувствительности. Так как диафрагма открыта максимально широко, фотоаппарат не может сделать больше ничего, чтобы экспозиция осталась такой же, как на первой и второй фотографии.
Вот поэтому четвертый снимок такой темный.
Как сфотографировать след от движения?
Удлините выдержку, то есть увеличьте время, в течение которого затвор остается открытым. Точное значение зависит от того, насколько быстро движется объект. Чем медленнее выдержка, тем длиннее получится световой след.
Давайте подведем итоги
Я решил начать с режима приоритета выдержки потому, что он самый простой.
В любой ситуации старайтесь снимать с выдержкой не медленнее 1/50, иначе нет никаких гарантий, что у вас получится четкий снимок (вообще, смазанное изображение может получиться даже с выдержкой 1/50).
В главе про съемку с приоритетом диафрагмы мы рассмотрим другой случай. Если значение диафрагмы остается неизменным, то когда вы заходите в темную комнату, фотоаппарат выставляет очень медленную выдержку — настолько медленную, что вы не можете сделать четкий снимок.