Дэн Нгуен

О фотографии по-простому

Руководство для начинающих фотографов

Как делать интересные фотографии

Сперва вы находите то, что хочется сфотографировать, а потом фотографируете

Я, с одной стороны, хочу сосредоточиться на технике и практических принципах фотосъемки, а с другой — прекрасно понимаю, что если вы найдете интересный сюжет или героя, процесс пойдет гораздо веселее. Поиск объектов и сюжетов отчасти зависит от того, где вы живете, работаете и куда ездите отдыхать, а отчасти — от вашего настроя.

Не могу посоветовать ничего на тему того, как надо жить, зато могу рассказать кое-что полезное про подход и отношение к делу.

В нужное время в нужном месте

Тогда я вроде бы сказал, что 80 процентов успеха заключается в том, чтобы появиться в нужное время в нужном месте. Сейчас эта цифра кажется мне преувеличенной. Но она точно больше 60, а 70 звучит по-английски не очень красиво, поэтому пускай будет 80

Вам нужно выходить из дома с фотоаппаратом как можно чаще, и неважно, что это за фотоаппарат и сколько фотографий вы собираетесь сделать.

Каждый из нас может вспомнить случай, когда он увидел что-нибудь красивое и подумал «жаль, что фотоаппарата нет». А теперь попробуйте вспомнить историю о том, как вы никуда не пошли и ничего не сняли. Не можете? Вот и другие не могут. Здорово все уметь и быть знатоком фотографии, но если вы не ищете интересные кадры, в этих знания нет никакого смысла.

Компенсация экспозиции:
0
Выдержка:
1/160
Диафрагма:
3.2
ISO:
1250
Фокусное расстояние:
24.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF24-70mm f/2.8L USM
Посмотреть на Фликре

Как любой житель Нью-Йорка я стараюсь не бывать на Таймс-Сквер. Но однажды, когда в городе начался сильный снегопад, я подумал, что неплохо бы посмотреть, что там творится в такую погоду. Я пришел на площадь как раз в тот момент, когда на Бродвее закончились спектакли, и ничего не подозревающие театралы вышли на засыпанные снегом улицы. Это, кстати, была первая зима после того, как некоторые тротуары переделали в пешеходные зоны, подходящие для прогулок большой толпой.

Уверен, что в снежки на Таймс-Сквер играли и до, и после, но в тот вечер все выглядело так, как будто в Нью-Йорке никогда ничего подобного не происходило. Эту фотографию выложили в блоге «Фликра», и многие издания потом просили разрешения опубликовать ее у себя. В основном это были проектировщики городской инфраструктуры — их интересовало, как обстоят дела с этими пешеходными зонами.

Это не самый выдающийся снимок, но неожиданное внимание сподвигло меня на покупку профессионального аккаунта на «Фликре», которым я до сих пор пользуюсь, а интерес к фотографии разгорелся с новой силой. Мне захотелось снимать даже просто для того, чтобы выкладывать свои работы в интернет.

Больше практики

Если никто не предлагает вам фотографировать за деньги, придется найти все доступные поводы, чтобы практиковаться как можно чаще. Офис, котики, собачки, бары, квартиры друзей — снимайте все, что подвернется под руку. Развлекайте народ. Тренируйтесь. Есть граница, переступив которую, вы рискуете стать назойливым (и я уверен, что сделал это не раз), но какая разница, что подумают другие.

Как-то раз, когда мы шли домой с приятелем, он сказал мне: «Всегда поражался тому, как ты умудрился сделать столько хороших фотографий, а потом вспомнил, что ты же все время что-нибудь снимал».

Компенсация экспозиции:
-2
Выдержка:
1/50
Диафрагма:
2.8
ISO:
1600
Фокусное расстояние:
35.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D / EF24-70mm f/2.8L USM
Посмотреть на Фликре

Снимок сделан дома у одной моей приятельницы, когда мы вернулись со свадебной репетиции. Не так давно она завела котенка

Подойдите поближе

Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко

Чем ближе вы находитесь к объекту съемки, тем больше деталей фиксирует ваш фотоаппарат, особенно если он не самого выдающегося качества.

И даже если вы купите дорогущий телевик, который снимает с пятидесяти метров как с пяти, у ваших фотографий будет другая перспектива — не такая, как при съемке на обычный объектив с небольшого расстояния.

Чтобы понять, о чем речь, поднесите ладонь прямо к глазам. Видите, она кажется больше, чем Эмпайр-стейт-билдинг или любое другое высокое здание, расположенное в паре километров. Но если вы подойдете к дверям небоскреба, его высота начнет восприниматься совсем по-другому.

Итак, оптика побеждает далеко не всякое расстояние. Кроме этого, дистанция между вами и объектом съемки имеет эмоциональный подтекст. Когда вы физически находитесь рядом с тем, кого фотографируете, то видите то же самое, что он, и можете сделать интересный кадр с неожиданным ракурсом.

Связь между фотографом и объектом съемки со временем превращается в связь между фотографом и зрителем. Она особенно важна для документальной фотографии, но ее нельзя добиться, если просто тыкать фотоаппаратом человеку в лицо, стараясь заснять каждую веснушку.

Компенсация экспозиции:
0
Выдержка:
1/400
Диафрагма:
9.0
ISO:
500
Фокусное расстояние:
16.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF16-35mm f/2.8L II USM
Посмотреть на Фликре

Я не большой любитель парадов, но можно встать так, чтобы почувствовать себя его участником — иногда это весело

Наберитесь терпения

Даже если вы сделали тысячу фотографий за день, в пересчете на «настоящее» время вы сняли примерно 10 секунд жизни.

Это сказал наш учитель, когда мы делали выпускной альбом в школе. Он напомнил ответственным за его подготовку, что время в старших классах летит быстро, поэтому не надо тратить его на дурацкие постановочные фотографии друзей-товарищей.

Это полезное напоминание о том, что многое происходит до, после и между спусками затвора. Я могу отснять сотню фотографий какой-нибудь сцены за 10 минут, а потом обнаружить, что каждая опоздала буквально на секунду: здесь в кадр влез прохожий, здесь машина загородила фон. Вот если бы я сделал больше, да еще в подходящий момент, у меня в итоге было бы больше нормальных снимков.

Lightning striking

Разумеется, важно не только количество. Если вы наблюдаете за сценой, прежде чем взяться за фотоаппарат, и смотрите, как двигаются тени и где ходят люди, то избавляете себя от кучи бракованных кадров.

И еще один совет: когда закончите снимать, не убирайте фотоаппарат, подождите немного. Может, на объект съемки упадет луч света, и вы получите неожиданно хороший снимок. А может, в кадр войдет человек в яркой одежде, и это будет как раз то, чего не хватало предыдущей фотографии.

Вот пример того, как пять минут на «сниму по-быстрому» обернулись часом наблюдений.

Компенсация экспозиции:
-1/3
Выдержка:
1/40
Диафрагма:
2.8
ISO:
1250
Фокусное расстояние:
30.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D Mark II / EF24-70mm f/2.8L USM
Посмотреть на Фликре

Эта фотография сделана с крыши Рокфеллеровского центра. Молнию легко поймать, если снимать с длинной выдержкой, но у меня не было с собой штатива, и я не придумал, куда поставить фотоаппарат, поэтому фотографировал с рук с выдержкой 1/40 — самой медленной, которую только мог позволить, чтобы получить более-менее резкий снимок. Спусковую кнопку приходилось нажимать наугад, надеясь успеть до удара молнии. После получаса, проведенного под дождем, получилось то, чего я хотел

Не бойтесь ограничений

Когда вы начнете снимать на простенький фотоаппарат, обнаружится миллион сдерживающих факторов. У китового объектива, оказывается, слишком короткое фокусное расстояние, неподходящее для съемки того, что происходит дальше пяти метров. Когда вы нажимаете на спусковую кнопку, фотоаппарат думает целую секунду, прежде чем отреагировать, и кадр за это время исчезает. Из-за низкого динамического диапазона и «шума» при плохом освещении вы можете снимать либо на солнце, либо в тени, но не вместе. А грубый свет встроенной вспышки превращает полутемное кафе в операционную.

И что же делать? Ну, кроме того, чтобы пойти и потратить деньги на новую технику?

Прекращайте делать мутные фотографии луны, сосредоточьтесь лучше на том, что находится в пределах досягаемости. Не хватайтесь за фотоаппарат всякий раз, когда на горизонте появляется что-нибудь интересное, а учитесь наблюдать за сценой. Старайтесь улавливать движения, глядя в видоискатель, и обращайте внимание на то, сколько времени нужно фотоаппарату для того, чтобы перестроиться. А потом нажимайте на спуск. А потом ждите минуту, чтобы сделать еще один кадр, и сравнивайте его с предыдущим.

Благодаря всем этим действиям вы научитесь высчитывать — расстояние, границы кадра, количество снимков и другие важные нюансы. Вам придется делать это потому, что у вас простенькая «мыльница», но великие фотографы делают все то же самое — с фотоаппаратами, которые выдают 10 кадров в секунду, и ассистентами на подхвате. Не все, что вы видите, должно быть на снимке, и хороший фотограф знает, что нужно оставить и почему.

Компенсация экспозиции:
-1/3
Выдержка:
1/8
Диафрагма:
2.8
ISO:
400
Фокусное расстояние:
7.2 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon PowerShot S100 / 5.2-26.0 mm
Посмотреть на Фликре

На крыше Рокфеллеровского центра. При нулевой видимости есть смысл перестать фотографировать Нью-Йорк и сосредоточиться на том, что происходит вокруг

Фотографируйте все подряд

Желание стать фотографом не особо отличается от покупки беговой дорожки и намерения похудеть сразу после Нового года. Если вы зациклитесь на том, чтобы сбросить 10 килограммов или — в нашем случае — отправить 10 фотографий на выставку в местную арт-галерею спустя всего пару недель и ужасно расстроитесь, когда этого не произойдет, то ваш шкаф превратится в камеру хранения для очередного недешевого пылесборника.

Будьте готовы к тому, что первое время у вас будут получаться очень плохие фотографии. Их будет не сотня, а тысячи, десятки тысяч, и только потом вы сделаете снимок, который понравится вам и всем остальным.

Самое главное — практиковаться. И не тогда, когда у вашего друга свадьба или вы идете на парад, а всегда. Фотография считается высоким искусством, но прежде чем сделать снимок, фотограф должен прийти в нужное место и выставить правильные настройки, а это не что иное, как практика.

Так что фотографируйте все, что видите. Неважно, насколько это «все» — обычное. Пробуйте снимать с разных ракурсов, а еще лучше — в разное время суток. Не надейтесь, что получится шедевр, просто снимайте и смотрите, стараясь найти отличие.

В какой-то момент это занятие вам надоест — и прекрасно. Каждый успешный фотограф наснимал немало скучных кадров: свадьбы, котики, горы и тому подобное. Но лучшие из тех, кого я знаю, всегда пытались выжать максимум из таких съемок. Может, восьмой час на сельской ярмарке не принесет вам ничего интересного, но зато потом, когда вы увидите действительно стоящий кадр, фотоаппарат и чувство прекрасного будут начеку.

Я думаю, что «скучно» — понятие относительное. Реконструкция Всемирного Торгового центра кажется интересным зрелищем, но если вы проходите мимо каждый день, то для вас это просто обыкновенная стройка. У меня на «Фликре» много фотографий этой стройки, наверное, больше, чем чего-либо еще, но вообще-то это просто часть того, что я наснимал, гуляя во время обеденного перерыва.

Компенсация экспозиции:
0
Выдержка:
1/640
Диафрагма:
2.8
ISO:
400
Фокусное расстояние:
24.0 мм
Вспышка:
выключена
Снято на
Canon EOS 5D / EF24-70mm f/2.8L USM
Посмотреть на Фликре

Интересно, что фотографий именно этого места совсем мало, даже после того, как я устроился в редакцию «Пропаблики» в 2008 году. Вот несколько кадров, снятых тогда, когда практически ничего еще не было восстановлено